Законодательство

Об уплате взносов и НДФЛ при организации питания работников в форме шведского стола

Если вы организовали шведский стол для сотрудников на праздник или в обычные рабочие дни, то заплатите взносы со стоимости питания и исчислите НДФЛ. Доход каждого работника определите, разделив стоимость еды на количество человек. Такой подход предложил Минфин. Про НДФЛ ведомство уже высказывало аналогичное мнение.

Отметим, финансисты рассматривали конкретную ситуацию, нам, к сожалению, не известную, и решили, что в том случае можно определить выгоду каждого работника.

Обычно для питания по типу шведского стола это сделать невозможно. Ведь нельзя точно определить, сколько именно съел сотрудник. В такой ситуации об уплате НДФЛ не может идти и речи. Подход соответствует позиции ВС РФ. Для взносов это правило тоже работает: неизвестно, с какой именно суммы их платить.

Если вы не начисляете НДФЛ и взносы, оцените риски претензий контролеров. Они могут посчитать, что выгода каждого сотрудника известна.

Вопрос:

Об НДФЛ и страховых взносах при оплате питания работников, в том числе организованного в виде шведского стола.

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 17 мая 2018 г. N 03-04-06/33350

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо от 28.02.2018 по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами стоимости питания, предоставляемого сотрудникам организации, и сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 15.06.2012 N 82н, в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с тем в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняем следующее.

1. Налог на доходы физических лиц

При определении налоговой базы в соответствии с пунктом 1 статьи 210 Кодекса учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме.

Статья 41 Кодекса определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 211 Кодекса к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относится оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг), в том числе питания.

При получении налогоплательщиком от организаций дохода в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) налоговая база определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 211 Кодекса как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 Кодекса.

Таким образом, с учетом указанных положений статьи 211 Кодекса стоимость питания, оплаченного организацией за физических лиц, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

При возникновении у физических лиц дохода в натуральной форме в виде оплаты за них питания организацией указанная организация признается на основании статьи 226 Кодекса налоговым агентом в отношении таких доходов и обязана исполнять обязанности, предусмотренные для налоговых агентов статьями 226 и 230 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 230 Кодекса налоговый агент обязан вести учет доходов, полученных от него физическими лицами в налоговом периоде.

Кроме того, в целях выполнения налоговым агентом своих обязанностей организация должна принимать все возможные меры по оценке и учету экономической выгоды (дохода), получаемой физическими лицами.

В рассматриваемом случае, по мнению Департамента, доход каждого налогоплательщика можно определить на основе стоимости предоставляемого питания в расчете на одного человека.

2. Страховые взносы

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Кодекса определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса), в частности, в рамках трудовых отношений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Кодекса база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.

Перечень не подлежащих обложению страховыми взносами выплат физическим лицам, приведенный в статье 422 Кодекса, является исчерпывающим.

Суммы оплаты питания работников, производимой работодателем не в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в статье 422 Кодекса не поименованы.

Таким образом, оплата организацией питания работников, в том числе организованного в виде шведского стола, подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке как выплата, производимая в рамках трудовых отношений работника и работодателя.

При этом обращаем внимание, что в соответствии с подпунктом 2 пункта 3.4 статьи 23, пунктом 4 статьи 431 Кодекса на плательщика страховых взносов, то есть на организацию, производящую выплаты работникам, возложена обязанность ведения учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента

Р.А.СААКЯН

Источник: КонсультантПлюс

Источник публикации: audit-it.ru

Оставить комментарий